Помимо "классического" чиптюнинга, где прибавка мощности достигается изменением программы управления двигателем, на рынке существуют аппаратные варианты увеличения мощности, среди которых есть так называемые чип-боксы, то есть некая "коробочка", подключаемая к автомобилю. Производители этих "коробочек" заявляют о фантастических прибавках как лошадиных сил, так и крутящего момента, что не может не вызывать интереса к таким решениям. Ниже пойдет речь о взаимодействии чип-боксов с дизельным двигателем, оснащенным турбиной с изменяемой геометрией, что является самым распространенным на сегодняшний день вариантом турбодизелей.

       Что же такое чип-бокс и как он работает? Практически все варианты чип-боксов устроены по единому принципу - устройство включается между датчиком давления в рампе и электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) автомобиля. Устройство занижает значения, считанные с датчика давления топлива, заставляя блок управления двигателем нагнетать повышенное давление в рампу через клапан регулировки давления. Согласитесь, пока все выглядит красиво и изящно. Конечно, это не простейшее уменьшение значений датчика давления топливной рампы, это наверняка сложный алгоритм (защищаемый производителем), адаптирующий величину отклонения показаний датчика в зависимости от самого входного сигнала.

        Однако, увеличение мощности двигателя производится только за счет увеличения объема подаваемого в камеры сгорания топлива. Напомню, устройство устанавливается между датчиком давления топлива в рампе и ЭБУ двигателя, на вход устройства подается только сигнал с датчика давления топлива в рампе. Никакой информации о давлении воздуха во впускном тракте устройство, конечно же не имеет. В результате мы имеем вариант увеличения мощности простого атмосферного или компрессорного двигателя, а всем известно, что без изменения механических частей этих моторов, прибавки получаются в пределах 5-10 %. 

         Некоторое косвенное влияние на наддув такое решение имеет - более мощный выхлоп от увеличенного впрыска мощнее крутит турбину, это способствует некоторому ускорению раскрутки турбины, однако ЭБУ двигателя имеет карты точных значений давления наддува для любого режима работы двигателя, управляя приводом лопаток изменяемой геометрии, ЭБУ следит за давлением в коллекторе через датчик абсолютного давления в коллекторе. Более того, если давление не снижается, в дело вступит дроссельная заслонка, перекрывая впуск и не допуская избыточного (по мнению ЭБУ) давления наддува. Небольшие отклонения от базовых карт наддува возможны, но задача системы автоматического регулирования (на принципах ПИД-регулирования) вернуть значение наддува к установленным значениям. Кроме этого имеются карты ограничения наддува, которые запрещают превышать установленные значения, а при их превышении выдается ошибка двигателя и включается режим ограничения мощности. Без изменения этих параметров увеличить наддув на современном двигателе не получится. Например, на автомобиле Land Rover Freelander 2 с двигателем 160 л.с. максимальное абсолютное давление в коллекторе, задаваемое базовой картой наддува - 2615 милибар, а ограничитель давления наддува установлен на уровне 2750 милибар. Разница = 5%

       Все вышеизложенное говорит о том, что чип-боксы способны изменять отдачу двигателя лишь в пределах максимальных значений плюс 5-10 % сверху. Ни о каких прибавках максимальных параметров в 30%, и даже в 15% речи идти не может. В жизни применение чип-боксов проявляется в очень бодром подхвате "снизу", то есть на маленькое нажатие выдается больше мощности, а на высоких оборотах, выше 2700-3000, разница практически исчезает, точнее сводится к 5-10%. А ведь лошадиные силы достигают своих пиков именно на оборотах, близких к максимальным. Подобный результат можно получить и с другим устройством - педальбустер - но уже без прибавки мощности.